Размышления по поводу грядущего

переезда Российского Государственного

Исторического архива в новое здание.

 

 

Два раза переехать

все равно, что сгореть”

Русская пословица.

 

(Доводы, изложенные в записке обсуждалась во всех подразделениях РГИА и были одобрены сотрудниками и руководством архива в лице директора и его заместителей)

 

            Как стало недавно известно из сообщений средств массовой информации, Правительство Российской Федерации приняло два постановления о передаче комплекса зданий на Исаакиевской и Сенатской площади г.Спб. в ведение Управления делами при президенте Российской Федерации. В том числе -  первым постановлением от 17 декабря 2002г. за № 1784-р в распоряжение Управления передаются здания по адресу Сенатская  (Декабристов) пл.1-3, Английская наб.2 и Галерная ул.1-2. А постановлением от 17 января 2003г. № 62 в список дополнительно включены здания по адресу Галерная ул.3, и Английская наб.4. Таким образом, у Российского Государственного Исторического архива изымаются все здания, которые он ныне занимает. А взамен предполагается построить новое здание архива на углу ул. Бассейной и Варшавской. Никаких официальных сведений о том, как собираются использовать освободившиеся здания, от Управления делами президента в СМИ не поступало. Пресс-атташе Управления В.Хреков не отрицал того факта, что вопрос о дальнейшей судьбе этих зданий еще не решен. Единственным мотивом принятого Правительством решения, который на сегодня озвучивают сотрудники Управления – является тезис о том, что комплекс зданий на Исаакиевской и Сенатской площади используется не по прямому назначению. И что нынешние пользователи не в состоянии эксплуатировать их достойным образом.

            Тезис этот мог бы звучать убедительно, если бы пользователем зданий была некая  частная фирма, которой Государство вправе было бы предъявлять подобный упрек. Но Российский Государственный Исторический архив (как и Институт защиты растений) является на сегодня таким же государственным учреждением, как и Управление делами президента. Разница лишь в том, Управление обслуживает нужды одного человека (хотя и весьма высокопоставленного). Тогда как Архив и Институт хранят бесценные и уникальные коллекции документов и растений, утрата которых нанесет непоправимый урон мировой науке и культуре. И если у государства имеются средства на поддержание памятников архитектуры, находящихся в пользовании “личной хозчасти” президента, то почему оно не может эти же средства израсходовать на те же цели через те государственные структуры, которые органично и неразрывно связаны с этими памятниками?

            Что касается Российского Государственного Исторического архива, то эта связь насчитывает уже не одно столетие. Архив Правительствующего Сената (который является важной составной частью нынешнего РГИА) безвыездно пребывает на одном и том же месте, начиная с 1758 года, когда в собственность казны перешел особняк канцлера Бесстужева-Рюмина, расположенный на углу Английской набережной и Сенатской площади (впрочем, и раньше, при Бесстуже-Рюмине, сенатская канцелярия, а вместе с ней и часть Сенатского архива, ежегодно по нескольку месяцев квартировала в помещениях этого особняка). И сама необходимость перестройки Сенатского здания по проекту К.И.Росси возникла не потому, что это было нужно для разросшегося штата чиновников, а потому, что в нем уже не помещался огромный Сенатский архив. Именно ради помещения этого архива, императором Николаем I было принято решение о строительстве рядом со зданием Сената, такого же здания для Святейшего Правительствующего Синода (треть которого была отведена под Сенатский архив). Таким образом, когда в 1835 году оба здания были сданы хозяевам, большая часть их помещений была занята не чиновными “офисами”, а архивными документами: кроме собственно Сенатского и Синодального архивов, помещавшихся в здании Синода, в том же здании хранились архивы Министерства Юстиции, Учебного комитета при Св.Пр.Синоде, Хозяйственного Управления при Синоде, Синодального контроля, а позднее в помещения на втором этаже Синода была перемещена почти половина архива Канцелярии синодального обер-прокурора. В Сенатском же здании хранились архивы Департамента Герольдии Правительствующего Сената, Государственного совета (до перемещения его в специальной здание, откуда он вернулся на прежнее место уже после революции), так называемой “Литовской метрики” (коллекция древних архивных книг перевезенных в Сенат из Западного края, которые в 1920-е гг. были переданы Польше и погибли в Варшаве во время войны). Кроме перечисленных архивохранилищ в зданиях Сената и Синода помещались также Сенатская и Синодальная библиотеки, Синодальная книжная лавка с книжным складом, Синодальный музей церковных древностей. Позже был организован Гербовый музей из экспонатов и документов архива Департамента Герольдии. Впрочем, даже большая часть “присутственных помещений”, была занята не только и не столько столами для чиновников, сколько шкафами для хранения огромного количества так называемых “неоконченных дел”, которые, в силу специфики российского дореволюционного делопроизводства по 5-10 и более лет не сдавались на хранение в архивы, оставаясь в непосредственном распоряжении и хранении канцелярий. С учетом этих функциональных особенностей и производилось проектирование обоих зданий, сначала - архитектором К.И.Росси, а затем, инженер Штауберт вносил в проект коррективы, мотивированные именно задачей большего приспособления помещений для хранения документов. Причем, иногда эти коррективы вносились непосредственно по высочайшему распоряжению. Так, именно в силу личного указания императора Николая I, в арке, соединяющей здания Сената и Синода был устроен сквозной проход для переноски архивных дел из Сенатского архива (располагавшегося в Синодальном здании) в департаменты Сената. На первом этаже здания Синода, где помещался синодальный архив, были устроены каменные полы, выложенные керамической плиткой и специальные шкафы, которые сами по себе представляют историческую и  художественную ценность (такую же ценность представляют стеллажи, специально устроенные для размещения архива канцелярии обер-прокурора Синода на втором этаже синодального здания и стеллажи, перемещенные в РГИА уже 1920е гг. из архива Министерства Финансов - ни те ни другие разместить в новом здании не удастся и, таким  образом эти редкие образцы художественной мебели архивного назначения, вероятнее всего просто погибнут, если перемещение РГИА все-таки состоится).

                                                                                                                                           В помещениях Сенатского архива - на втором и третьем этажах, где каменные полы устанавливать было затруднительно - для усиления деревянных полов и пожарной безопасности, вдоль стен и в переходах из одной комнаты в другую выстилались широкие бордюры из гранитной плиты. Ни в одном из архивных помещений не устанавливались печи и они нагревались зимой с помощью системы специально предусмотренных дымоходов и труб при топке печей в подвальных помещениях (а в конце XIXв. в обоих зданиях была установлена система парового отопления, действовавшая от собственной котельной - во дворе Сенатского здания - еще лет тридцать тому назад и поддерживавшей нужную температуру  и влажность во всех архивохранилищах РГИА). Из всех помещений Сената и Синода только 4 парадных зала не предназначались для хранения документов, книг или музейных ценностей: это залы общего присутствия в здании Сената и Синода и домовые церкви в том и другом здании. Один из этих залов - самый большой - зал общего присутствия Правительствующего Сената, и сегодня используется для приема посетителей РГИА. Здесь размещаются старинные шкафы с описями, архивный каталог и столы для работы читателей, которые могут полюбоваться прекрасными росписями и старинными шкафами. Что касается двух церковных помещений и зала общего присутствия Святейшего Правительствующего Синода, то у РГИА сегодня есть техническая возможность освободить эти залы от хранящихся в них документов (переместив их в обширные резервные помещения бывших Сенатской и Синодальной типографий, принадлежащих ныне РГИА) и использовать их замечательные интерьеры  более достойным образом. Нужны лишь относительно небольшие средства для реставрации этих интерьеров, которые все равно придется реставрировать за счет государства - кто бы ни был пользователем зданий. То же относится и к особняку, принадлежавшему некогда графу Лаваль и купленному казной в 1912г. для размещения в нем документов и чиновников Кассационного и Апелляционного департаментов Сената. Сегодня помещения этого особняка используются не для хранения документов РГИА, а для размещения функциональных отделов, архивной библиотеки, а самыми парадными из его интерьеров имеют возможность любоваться читатели, экскурсанты и гости РГИА. В случае же переезда Архива в новое здание, они будут лишены этой замечательной возможности.

            Впрочем, самый главный вопрос, который нужно решить, прежде чем соглашаться на переезд архива - будут ли документы чувствовать себя лучше в новом здании? Чтобы убедиться как чувствуют себя документы на бумажной основе в нынешних помещениях РГИА, в которых многие из них пролежали уже 168 лет, достаточно полистать замечательное  Новгородское Евангелие-апракос XV века из Коллекции Синодальных рукописей. Не только бумага производит впечатление на зрителя своей удивительной свежестью, но и уникальные цветные миниатюры выглядят так, что невозможно поверить, что этому бесценному памятнику сегодня уже более пяти столетий! Так же прекрасно сохранились рукописи написанные на пергамене 7 столетий тому назад. И тут нечему удивляться. Колоссальной толщины кирпичные стены и межэтажные перекрытия являются лучшим естественным регулятором температуры и влажности, оберегая документы на бумажной основе от вредных для нее резких перепадов, столь характерных для нашего петербургского климата. Летом, в самую страшную жару в хранилищах (особенно первого этажа) прохладно, осенью, затяжные дожди не прибавляют влажности, зимой наши стены долго греют, даже при отключении отопления. Но, главное, что старинный кирпич, штукатурка и окраска на естественных красителях, а также - дерево стеллажей, создают микроклимат благоприятный для бумаги, потому что они все время “дышат”, поглощая излишнюю влажность, и дают тем самым возможность “дышать” и бумаге, что очень важно для ее сохранности (сотрудники Национальной библиотеки в Петербурге, даже специально время от времени переворачивают листы своих старопечатных книг и инкунабул, чтобы дать возможность бумаге “подышать”).

            Кончено, и в хранилищах РГИА есть проблемы с температурой и влажностью. Но порождают их отнюдь не стены - они наоборот существенно смягчают эти проблемы - а перебои с подачей отопления и невозможность при нынешней централизованной системе распределения тепла регулировать его таким образом, чтобы добиваться оптимальных для хранения документов параметров температуры и влажности. Как уже говорилось, проблемы эти начались после вынужденного отказа от собственной котельной при переходе на центральное теплоснабжение. Здание котельной и труба ее все еще целы. Впрочем, вряд ли сегодня необходимо ее восстанавливать существуют и более современные способы регулировки теплоснабжения. Для установки нужных регуляторов не потребуется непомерных расходов. Важно только, чтобы соответствующие организации поддерживали достаточное для РГИА давление и температуру горячей воды. Но, такого рода проблемы и перебои существуют и во всех других районах города, как в старых, так и в самых новых зданиях. Не избавлены будут наши документы от них и в любом другом помещении, пока поставщики тепла не наладят должного порядка в своих сетях. Иногда бывает достаточно только лишь прочистить и продуть отопительные системы. Сотрудники РГИА отлично помнят, как еще пару лет назад в здании Синода невозможно было находиться зимой из-за страшного холода. Сегодня, после соответствующих мероприятий - там даже слишком жарко. А, значит, тоже самое можно сделать и в Сенате, который замерзает в этом году. Но при нынешнем скудном финансировании РГИА не сможет проводить подобную профилактику и в новом здании. И там тоже будут случаться разрывы труб и протечки из-за воздушных пробок в батареях, которые не на что прочистить и продуть. Более того, поддержание нужного микроклимата в новом здании будет обходиться на порядок дороже, чем в нынешних помещениях, где, как уже говорилось, он в значительной степени поддерживается естественным порядком, за счет огромной толщины стен и т.п. Системы же искусственного кондиционирования воздуха потребуют столь квалифицированного и дорогостоящего ухода, который окажется не по силам коллективу РГИА, даже если уровень финансирования будет доведен до того, что существовал в советские времена. Это наглядно видно на примере Центрального Государственного архива г.С.Петербурга. В двух его новых зданиях, построенных по специальному проекту в 1970 и 1976гг. системы кондиционирования работали в заданных параметрах только первые годы. Затем, из-за дороговизны их эксплуатации и ремонта, они стали работать в режиме вентиляторов. Так что сотрудникам еще в советские времена приходилось ставить кюветы с водичкой, чтобы бумага не пересыхала, а зимой там бывает очень холодно. А когда и в режиме вентиляции кондиционеры перестанут работать, документы и люди там просто начнут задыхаться, так как конструктивные особенности этих зданий не допускают естественного проветривания архивохранилищ. Не говоря уже о том колоссальном вреде для документов на бумажных носителях, который происходит из-за резких перепадов микроклимата при остановке кондиционеров в связи с отключением электричества, что в наших условиях отнюдь не редкость. Так же точно не по силам оказалось наладить нормальное функционирование кондиционеров коллективу Национальной библиотеки в новом здании на Московском проспекте. Ведь это очевидно - чем сложнее и дороже система, тем больше затрат уходит на ее эксплуатацию и ремонт. А существенно увеличить эти затраты государство сегодня не готово. Гораздо дешевле будет наладить систему отопления в нынешних зданиях РГИА, нежели эксплуатировать ее в новой постройке из стекла и бетона. Кстати, кондиционеры вполне можно было бы установить и в нынешних архивохранилищах РГИА. Стоят же они в помещениях “Трибунал-бара”, которые тот арендует в подвалах архива. А чтобы не уродовать парадного фасада оконными кондиционерами, как в “Трибунал-баре”, их можно было бы установить только на окнах, выходящих во двор, и использовать разветвленную систему старых дымоходов. Впрочем, вряд ли в этом есть насущная необходимость - достаточно просто наладить отопление - остальное сделают сами стены и деревянные стеллажи.

            Предполагается, что новое здание будет оснащено системой автоматического пожаротушения. Однако, как показывает опыт Центрального Государственного архива г.С.Петербурга, сделать это тоже не так то просто. Предлагаемые им системы газового и углекислотного тушения огня в условиях архива не пригодны (пострадают документы и люди). На современные же водно-дисперсные системы у государства просто нет денег. Так что, и для РГИА эта проблема вряд ли будет решена. Тем более, что при желании подобные системы можно было бы разместить и в нынешних хранилищах. А пока на это нету средств - нужно просто следить за электропроводкой и совершенствовать систему пожарной сигнализации. Но сегодня у архива нет средства даже для возобновления той системы дежурства пожарных расчетов, которая существовала в советское время. И если государство уже сегодня на этот вопрос не обратит внимания, то может быть получится и так, что, не дай то Бог, в новое здание и перевозить будет нечего - проблема разрешится сама собой! И совершенно абсурдными следует считать все разговоры о том, что в нынешних зданиях невозможно расставить металлические стеллажи вместо деревянных в целях пожарной безопасности. Во-первых, межэтажные перекрытия, на которых стоят стеллажи, представляют собой своды такой колоссальной толщины и выполнены архитектором Росси и инженером Штаубертом с таким запасом прочности, что не только железные, но и свинцовые стеллажи со свинцовыми коробками и документами выдержат без всякого труда. Во-вторых, те, кто говорит об опасности от деревянных стеллажей, как-то забывает, что документы-то у нас хранятся бумажные. И если, не дай Бог, где-нибудь загорится, то никакие металлические стеллажи или специальная пропитка деревянных (которую тоже предлагают пожарные, как альтернативу металлу) уже не спасет.

            Еще одно “преимущество” нового здания, может заключаться в удобстве транспортировки дел из хранилищ в читальные залы и обратно. Впрочем, вся система транспортировки будет там зависеть от бесперебойности работы многочисленных лифтов, поскольку здание будет выполнено в виде одной или двух башен-хранилищ высотой до 8-9 этажей, с читальным залом на первом этаже (согласно проекту технического задания). Эксплуатация этой системы также потребует значительной прибавки ежегодного финансирования. В нынешних же зданиях РГИА система транспортировки дел уже сегодня может быть оптимизирована при самых скромных затратах: достаточно найти средства, чтобы переместить “микрогруппу” в одно из пустующих помещений  бывшей Сенатской или Синодской типографии и разместить на первом этаже Синода достаточно обширный читальный зал. Понадобятся крайне незначительные затраты на это перемещение и оборудование читального зала, а также введение в штат архива одной или двух единиц для обслуживания читателей в  читальном зале Синода и можно будет навсегда отказаться от варварской системы перевозки дел по улице в тележках. Кстати, в новом здании, придется увеличивать штат работников читального зала не на две единицы, а гораздо больше. Сегодня почти анекдотически звучит то место из проекта технического задания на строительство нового здания, где говорится о читальном зале на 240 посадочных мест. Кто их будет обслуживать? Ведь в течении прошлого года РГИА несколько месяцев пускал не более 20 читателей, а три месяца читальные залы были и вовсе закрыты из-за невозможности найти сотрудников для их обслуживания на зарплату в 1350 рублей! Где РГИА отыщет столько энтузиастов-бессребренников, чтобы обслужить 240 читателей за такую зарплату? И кто будет выдавать этим читателям дела из хранилищ, где сегодня также катастрофический недокомплект сотрудников при нынешней зарплате? И кто пойдет в хозчасть заниматься эксплуатацией сложной системы лифтов, кондиционеров, пожаротушения и т.п. при нынешних окладах? Придется не просто увеличивать количество штатных единиц, а повышать зарплату до такого уровня, чтобы можно было их укомплектовать грамотными специалистами. Только в этом случае коллектив РГИА не загубит архивных документов в новом здании, хотя это и обойдется ему гораздо дороже, чем в нынешнем. Готово ли сегодня государство к таким дополнительным расходам? Если да, то почему архивистам уже который год не повышают оклады хотя бы не намного? Ведь это позволило бы уже сегодня решить практически все наши проблемы! Даже десятой части от тех 20 миллионов долларов, которые сегодня государство собирается потратить на строительство нового здания (не говоря о колоссальных затратах на его эксплуатацию, и, главное - на переезд), для этого было бы достаточно. И даже если Управление делами президента рассчитывает не столько на государственные ассигнования, сколько на деньги спонсоров - это не меняет дело. Если найдется спонсор, готовый бескорыстно пожертвовать деньги на пользу архива, то он может это сделать и при нынешних зданиях. Если же речь идет о спонсорах небескорыстных, о тех, кто в награду за свои “пожертвования” рассчитывает заполучить в свои руки здания Сената и Синода - то это уже преступление. Ибо здания эти - не просто замечательные памятники архитектуры - это символы Российской государственности и размещать в них отели и бордели преступно!

 

Переезд.

Сегодня мало кто на практике представляет, с какими проблемами столкнется архив при перемещении своих документов в новое здание. В отечественной практике еще не было примеров перемещения такого колоссального масива уникальных, а зачастую и весьма ветхих документов (которые обветшали за долгие десятилетия и даже столетия хранения в сырых подвалах разных зданий, прежде чем попали на Сенатскую площадь). Для того чтобы составить себе некоторое представление об этих проблемах полезно будет обратиться к опыту перемещения документов Центрального Государственного архива г.С.Петербруга - ЦГА Спб. - в новые здания, построенные по специальному проекту в 1970 и 1976гг. Переезд начался весной 1971г., а уже за несколько месяцев до этого архиву пришлось прекратить текущую работу в связи с необходимостью упаковки документов. Впрочем, упаковка производилась самая примитивная - коробки и папки просто перевязывались бечевками. При перегрузках эти бечевки часто рвались, дела высыпались из папок и коробок прямо на пол или на землю, и валялись кучей, пока сотрудники не найдут время их собрать и разложить. Дело в том, что архив, поначалу полностью отказался от услуг грузчиков, надзор за которыми требовал больше времени и сил, чем использование труда только своих проверенных сотрудников. В дальнейшем несколько грузчиков все-таки пришлось привлечь, пренебрегая требованиями сохранности дел, поскольку без них не справлялись. Но они только выбрасывали из машины коробки и папки, которые сотрудникам - пожилым женщинам и молоденьким девочкам - приходилось ловить на лету. Потом, по цепочке, коробки передавали до самых стеллажей и раскладывали по местам. При этом часто возникали заторы, так как не всегда удавалось загрузить в машину дела нужных фондов - их потом приходилось сваливать в кучи. Документы и люди были в пыли и грязи. У большинства сотрудников началась сильнейшая аллергия от пыли. Многие тогда не выдержав непосильных нагрузок, уволились. Администрация привлекала на работу самых случайных людей - вплоть до беременных женщин, которых никто больше не брал, чтобы не оплачивать декрета (в связи с этим был случай тяжелейшего осложнения при родах, когда роженицу увезли в Москву и чем кончились роды, сотрудники так и не узнали). Разгрузка часто затягивалась до позднего вечера - до 8 и даже 9 часов. И только благодаря героической самоотверженности и энтузиазму тогдашних сотрудников, миллион сто тысяч дел с улицы Воинова 34 перевезли в новое здание на ул.Варфоломеевской примерно за полгода - к осени 1971г. Потом началась перевозка дел из хранилища с ул.проф.Попова и с Московского проспекта. Во времена социализма такие подвиги еще были возможны. Сколько же времени займет перевозка 6,5 миллионов дел РГИА, да еще уникальной архивной библиотеки из 350 тысяч томов, сегодня невозможно предсказать даже приблизительно. Некоторое понятие о сроках перевозки дел в условиях победившей демократии может дать пример Партархива, который уже 7 лет перевозит свои 4 миллиона дел в новое здание, и перевез пока не более 60%! Значит, полная перевозка этого архива займет не менее 10-12 лет. Выходит, по таким расчетам, наши 6,5 миллионов потребуют лет 15-20. Причем, тут нужно учесть, что ни в Партархиве, ни в ЦГА Спб. нет дел такой непомерной толщины, которые не редкость в наших фондах №№ 1329, 1405, 1263, 823 и др. Так что, наши 6,5 миллионов не в полтора, а раза в два больше по объему чем 4 млн.дел из Партархива. А, главное, что ни там, ни в ЦГА Спб. нет таких ветхих дел, тем более неформатных (как например очень старые планы, чертежи, акварели, книги указов и т.п.) большинство из которых просто не переживут перевозки, либо потребуют такого времени и средств на перемещение, которые будут не по силам ни архиву, ни государству ни самым щедрым спонсорам. Когда сегодня директор Института защиты растений заявляет о том, что его коллекции и гербарии не выдержат никакой перевозки, следует иметь в виду, что к нашим уникальным документам это относится еще в большей степени. А что будет, когда половина сотрудников РГИА уволится, не выдержав тяжестей перевозки, да еще за нищенскую зарплату, и администрации все равно придется большую часть работ доверить грузчикам, которых, практически некому будет контролировать. Гибель и, возможно хищение, части уникальных документов будут неизбежны.

И ради чего? Ведь другие архивы (ЦГА Спб., Партархив и др.) переезжали не от хорошей жизни, не для того, чтобы оптимизировать условия труда архивистов и хранения документов, а потому, что им некуда было складывать вновь поступающие документы. Достаточно сказать, что ЦГА Спб. до 1971г. размещался  в зданиях по 4 адресам разбросанным по всему городу! И до сих пор более 400 тыс.единиц хранения фондов организаций Народного просвещения остаются по старому адресу - на первых двух этажах здания на Воинова 34, потому что в новые здания они не поместились. А архив этот продолжает пополняться. И у государства сегодня нет средств, чтобы построить действительно необходимое для него третье здание на месте, которое еще по решению Ленгорисполкома от 25 июля 1988г. за № 588 было выделено для его постройки. И потому в ЦГА Спб. до сих пор не ликвидирован такой дикий в наше время анахронизм, как “макулатурная комиссия”, которая выделяет для уничтожения дела, не представляющие по мнению ее членов, научного интереса, потому что новые дела давно уже некуда складывать! Вот какому архиву действительно, позарез необходимо новое здание! Именно по этой же причине, а не из-за “негодности” средневековых замков и барочных особняков, строят новые здания для архивов в Западной Европе. Причем, во Франции, например, предпочитают не отдельные постройки, а пристройку новых корпусов, к дворовым фасадам старинных замков и особняков, в которых остаются прежние документы, тогда как в новых корпусах размещается пополнение. РГИА же являет собой  в этом смысле почти уникальный пример архива некомплектующегося. Нам не только не нужно расширять здания, у нас достаточно резервных помещений, которые дают возможность освободить от документов залы с парадными интерьерами для организации там постоянно действующих экспозиций материалов по истории Российской государственности.

Переезд - это всегда трагедия, даже в самых идеальных условиях неизбежны потери. Не говоря уже о том ущербе, который нанесет закрытие архива на несколько лет (а может - десятилетий?) не только исторической науке, но и народному хозяйству всей страны. Ведь уже сегодня среди наших читателей и заказчиков лица с историческим образованием вряд ли составляют большинство. Сколько народу обращается в архив не для того, чтобы писать монографии и статьи или рисовать генеалогические деревья, а для того, чтобы восстанавливать храмы, и другие памятники архитектуры, добывать сведения по истории железных дорог и иных предприятий, необходимые для решения сегодняшних хозяйственных, экономических, юридических проблем. Этот ущерб тоже надо бы приплюсовать к тем колоссальным расходам, которые понесет государство ради прихоти нескольких чиновников. Ведь иначе чем личной прихотью нынешнюю затею объяснить невозможно. Архиву переезд в новое здание не нужен. Значит, это нужно тем, кто хочет получить нынешние здания.

 

Использование зданий Сената и Синода

Стратегия развития РГИА.

 

Как уже говорилось, чиновники  из Управления делами президента до сих пор не объясняют, для чего им понадобились здания архива, а также других памятников архитектуры на Исаакиевской площади. В печати выдвигались две версии по этому поводу, которые пресс-атташе Управления В.Хрековым пока не опровергались: устройство в  этих зданиях гостиничного комплекса или - офиса для чиновников - представителей Московских министерств в Петербурге. Каковы бы ни были доводы в пользу целесообразности того или другого решения, нужно принимать во внимание и то, какова будет его цена. Дело в том, что перестройка зданий Сената и Синода под любые цели, не связанные с его изначальным функциональным назначением, которое, как уже говорилось, сводилось, главным образом, к функции документохранилища, вынудит строителей просто разобрать здания до фундамента и возвести совершенно новые, раскрашенные под россиевский фасад. Колоссальной толщины перекрытия и внутренние стены исключают возможность всякой перепланировки помещений, без полной разборки и уничтожения зданий.  Нынешние же помещения невозможно начинить современным оснащением, без которого немыслим современный VIP-офис, отель и тому подобные заведения. Похоже, люди, инициировавшие это решение, даже не потрудились подсчитать, в какие непомерные расходы они вовлекают государство. А может быть, наоборот - все прекрасно подсчитали. Ведь известно, что чем больше расходы у государства, тем больше доходы у чиновников, которые этими расходами распоряжаются, и кто-то уже потирает руки в предкушении грандиозной аферы, которая войдет в историю, как «Мабетекс-2»! Впрочем, каковы бы ни были истинные мотивы чиновников принимавших это решение, непродуманность и неподготовленность его наглядно демонстрирует тот факт, что в первом постановлении Правительства РФ от 17 декабря 2002г. за № 1784-р были указаны здания по адресу пл.Декабристов 1-3 и Английская наб.2. Лица готовившие постановление даже не знали, что речь идет об одном и том же адресе, поскольку на Английскую наб.2 выходит боковым фасадом тоже здание Сената, лицевой фасад которого смотрит на пл.Декабристов. И только через месяц незадачливые чиновники сообразили, что вышла промашка и Правительству РФ пришлось принимать второе постановление от 17 января 2003г. за № 62, чтобы включить в число изымаемых особняк Лаваль по Английской наб.4, который “выпал” из первого постановления по небрежности чиновников. Эта мелочь наглядно свидетельствует о вопиющей некомпетентности и непрофессионализме чиновников, которые принимают решения ценою как минимум в десятки, а скорее - в  сотни миллионов долларов (с учетом же других зданий на Исаакиевской площади цена явно дойдет до миллиардов).

Впрочем, речь идет не только о цене в долларовом эквиваленте. Как справедливо заметил главный герольдмейстер страны Г.Виллинбахов, здания Сената и Синода - не просто уникальные памятники архитектуры - это символ Российской государственности. Использование их не по прямому назначению просто преступно. Но как использовать по прямому назначению? Вернуть здания прежним хозяевам - то есть восстановить Правительствующий Сенат, а здание Синода отдать Церкви, которая строила его на свои деньги и имеет право сегодня претендовать на него?  Но и в этом случае нужно вместе со зданием возвращать и архивы Сената, Синода и подведомственных им учреждений. Так что и в случае восстановления исторической справедливости, архивы все равно останутся в родных своих стенах, к которым они, что называется “приросли” за 168 лет.

Впрочем, нет никакой необходимости реанимировать дореволюционный Сенат, да и Церковь, надо полагать, не будет добиваться возвращения синодального здания и архива, если, конечно, государство будет обращаться с тем и другим подобающим образом. А для этого не нужно принимать дорогостоящих решений. Самым оптимальным и недорогим решением, которое устроило бы всех (кроме корыстолюбивых чиновников) и максимально соответствовало бы значению зданий Сената и Синода, как символа Российской государственности, было бы превращение их в архивно-музейно-научный центр по изучению истории Российской государственности эпохи Империи.  Любое другое решение означало бы утрату этих памятников для народа России - ясно, что ни в дорогостоящий отель, ни в VIP-офис русскому человеку никогда не попасть. И никаких парадных интерьеров, даже если их удастся сохранить, он никогда уже не увидит. Музеефикация же нынешних архивных зданий сделает их доступными для любого  российского гражданина, который по праву и является собственником этих памятников архитектуры и истории нашей страны.

РГИА уже давно идет по пути превращения архива в музейно-научно-архивный центр по истории Российской государственности. В архиве регулярно устраиваются научные конференции соответствующего профиля с участием виднейших отечественных и зарубежных специалистов. В одном из парадных залов особняка Лаваль постоянно устраиваются экспозиции документов посвященных тем или иным аспектам истории российской государственности. Да, наконец, сегодня, практически любой  российский гражданин и иностранец может побывать в парадных залах архива, в качестве читателя, заказчика, студента-практиканта, участника конференции - бесплатно, а в качестве экскурсанта, за весьма умеренную плату, которая не покрывает трудозатрат экскурсовода. Но это только самые первые шаги: в особняке Лаваль сегодня пустует целая анфилада парадных залов (кроме одного, уже занятого под временные выставки), в которых прямо сейчас можно было бы развернуть обширную постоянно действующую экспозицию по истории государственных учреждений эпохи Империи. Для этого нужно всего-навсего отреставрировать попорченные протечками росписи двух потолков, закупить витрины и изготовить качественные муляжи документов (поскольку подлинные документы должны оставаться в хранилищах). В дальнейшем можно было бы занять под экспозицию великолепный читальный зал в особняке Лаваль, а читателей переместить в зал общего собрания Сената (так называемый “Чернышевский”). Для этого нужно освободить тот зал от архивных описей. Что возможно сделать после того, как описи будут сканированы и читатели будут работать с ними только в виртуальном режиме, на экране монитора. Это можно сделать уже через пару лет. А затем, после обработки на соответствующей программе, которая даст возможность работать с описями в режиме поиска, они станут, по сути дела электронным каталогом, после чего “чернышевский зал” можно будет освободить и от каталожных кубов. Это уже среднесрочная перспектива, на реализацию которой уйдет несколько лет после сканирования описей. И, наконец, в долгосрочной перспективе стратегии развития архива, нам не миновать сплошного сканирования всех документов полистно. Эта работа уже несколько лет идет полным ходом в зарубежных архивах (так например, в громадном архиве “Обеих Индий” в Севилье, еще в 1998г. было сканировано 2/3 от всего массива документов и весь научно-справочный аппарат). Да и в некоторых Петербургских архивах эта работа уже значительно продвинулась. Первые опыты сделаны и в нашем архиве. А после сканирования документы можно закладывать на консервацию, так что читатели будут работать с ними лишь в виртуальном режиме. Рано или поздно это все равно придется делать. Ведь больше всего вреда приносят документам даже не перепады влажности и температуры, а постоянная выдача и подкладка, ущерб от которой не идет ни в какое сравнение даже с таким бедствием, как плесень. Документы мнутся, рвутся и просто теряются на многие годы. Потому что, когда выдача и подкладка поставлены на поток, невозможно избежать  ошибок хранителей, которые все равно будут время от времени подкладывать дела не в те коробки, поскольку работой этой занимаются люди, а не автоматы. И они будут числится в розыске до ближайшей проверки наличия. Уже сегодня некоторые руководители архивов воспринимают как нонсенс тот факт, что читателям еще выдаются подлинные дела. Так, в недавнем выступлении по радио заместитель директора архива Академии наук, говорила об этом как о вопиющем факте, который должен быть в ближайшем времени совершенно исключен из их архивной практики. И она, разумеется права. Конечно, в РГИА эта работа займет многие и многие десятилетия. Но начинать ее все равно рано или поздно придется. Всякие возражения выдвигаемые институтом ВНИИДАДом насчет того, как долго может хранится оцифрованная информация, лишены оснований, во-первых потому, что никто ведь не предлагает уничтожать подлинники сканированных документов, как делалось, например, в Канаде и Швейцарии, так что если копия пропадет, подлинник останется. А кроме того, сканированную информацию легко воспроизводить в любом количестве экземпляров, так что если одна копия пропадет, то останутся другие. Расходы на эту работу уже при нынешних ценах вполне терпимы, не говоря о том, что каждый год цены на оборудование существенно снижаются. И если архив Артиллерийского музея уже несколько лет тому назад начал  закладку подлинников сканированных документов на консервацию, то, как знать, может быть лет через 20-30 придется и нам готовить первую партию документов для перевода ее на этот, новый для нас режим хранения. И тогда придется думать о создании условий именно для этого режима, на который со временем будут переведены все подлинники наших документов. Что это будет за режим, какие нужны будут полки, стеллажи, параметры микроклимата - сегодня думать слишком рано. Ясно только одно, любое ныне построенное здание со всем его современнейшим оборудованием, безнадежно устареет, в связи с новыми, совершенно изменившимися требованиями хранения в режиме консервации. И, даже, если это произойдет лет через 50-60, за эти годы новое здание отнюдь не успеет себя окупить. Рано или поздно, все равно придется строить какой-нибудь подземный бункер или иное специальное хранилище, для вечного хранения уникальных документов, которые будут извлекаться на свет Божий лишь в случае самой исключительной нужды. А по мере того, как наши хранилища будут высвобождаться от сканированных подлинников, их можно будет приспосабливать под экспозиционные нужды, расширяя экспозицию музея по истории государственных учреждений Российской империи до таких пределов, которые будут положены самой логикой экспозиции. И пусть сегодня эти соображения по поводу стратегии развития РГИА звучат как маниловщина. Но, во всяком случае очевидно, что уже сейчас у архива есть резервные помещения, за счет которых могли бы быть освобождены помещения обоих домовых церквей и зала общего присутствия Синода. Весь вопрос упирается в средства, которых сегодня у РГИА нет не только на развитие экспозиционной и научной деятельности, но и на элементарное обслуживание читателей. Только из-за этого приходится откладывать все мероприятия стратегического характера. Но, если в нынешних зданиях они только лишь отодвигаются на какой-то срок, пока у государства не появятся деньги и чиновники не осознают необходимость развития архива, то при переезде, на самой идее превращения архива в центр по изучению Российской государственности будет поставлен крест, причем окончательно. Ибо документы, необходимые для этого изучения, будут оторваны от тех зданий и интерьеров в рамках которых их можно было бы развернуть, показав что такое Сенат и Синод не только с помощью документов, но и самих кабинетов и залов, в которых они создавались. Сегодня еще можно разложить их на подлинных сенатских столах, рядом с подлинными сенатскими креслами и бронзовыми лампами. В этих залах не только студенты, школьники и прочие экскурсанты, но и нынешние чиновники осваивали бы азы государственности, учились государственному подходу к своей службе. Эти залы могли бы стать подлинной Академией для российского чиновника. И никакой другой пользователь, кроме РГИА не может создать этой Академии, потому что это невозможно сделать в отрыве от наших документов. Разорвав органичную, естественную связь документов со стенами, в которых они родились, мы окончательно лишим всякой перспективы развития и Российский Государственный Исторический архив и здания Сената и Синода и попросту загубим то и другое.

Первый удар этим перспективам был нанесен 7 лет назад, когда Правительство В.С.Черномырдина также необдуманно, как нынешнее, не побывав в стенах нашего здания и не познакомившись с реальной ситуацией, подписало постановление о строительстве нового здания для РГИА, инспирированное тогдашним руководством Росархива и РГИА. Сейчас, когда эти “руководители” уже несколько лет, как дезертировали из архивной сферы, бесполезно разбираться в подлинных мотивах этой акции. Но от последствий ее РГИА страдает и поныне. В самом деле, какой смысл было тратить средства не только на перспективное развитие архива, но и на элементарную замену давно прохудившейся крыши, из-за которой наши хранилища каждый год заливало - ведь все равно, со дня на день эта крыша достанется новому хозяину. Кстати, кто был этим предполагаемым хозяином, коллектив РГИА не знает до сих пор. Ясно только, что после кризиса 1998г. все потенциальные покупатели Сената и Синода рассеялись как дым. Именно с этого времени положение начало понемногу улучшаться:  появилась возможность покрыть крышу, сегодня завершается реставрация фасадов, архив оснащается новыми компьютерами. И мы уже начали задумываться о перспективах развития. И тут новый удар! Неужели снова ждать кризиса - падения нефтяных цен, как посоветовал недавно побывавший в Петербурге спикер Совета Федерации Сергей Миронов! Неужели только катаклизмы общероссийского характера могут отвратить чиновников от пагубных и просто преступных решений! И почему такая спешка? Ведь к юбилею города они уже не успели. Что мешает сейчас создать квалифицированную комиссию из представителей всех заинтересованных сторон и с участием независимых экспертов, включая международных (поскольку речь идет об архиве и памятниках мирового значения) и, конечно, Церкви, как законного правопреемника Святейшего Правительствующего Синода. Если комиссия даст убедительные и аргументированные ответы на все поставленные в этой записке вопросы, то кто же будет возражать? Ведь мы, сотрудники РГИА, отнюдь не такие фанатичные “ревнители старины”, которые не способны услышать разумных доводов. Главное, против чего мы сегодня категорически протестуем, это против кулуарного характера принятия решений такого уровня и такой непомерной цены. Против того, чтобы судьбами бесценного архива и уникальных  памятников и Российской государственности бесконтрольно и по своему произволу распоряжались такие чиновники как г.Кожин, мимоходом заглянувший как-то в наше здание и сразу же и бесповоротно все решивший. Думается, что решение такого уровня и такого значения, требует личного участия самого президента, если он не хочет оставить по себе память Герострата (ведь это будет похуже сноса Ипатьевского дома, за который бывшему президенту до сих пор приходится оправдываться). И мы настоятельно просим, чтобы уважаемый Владимир Владимирович во время своего очередного визита  в свой родной город нашел время зайти, впервые в жизни в наш архив и поговорить с сотрудниками, раз уж он не успел этого сделать за годы своей службы в Петербурге. Очень на это надеемся, поскольку, как известно, Владимир Владимирович весьма интересуется отечественной историей.

 

Н.С.Крылов.


 

Ответы на возможные возражения и вопросы.

 

О трещине.

Эту трещину в синодальном хранилище так любило показывать прежнее руководство архива, когда надеялось выжать слезу, или что-нибудь посущественнее из наших гостей. На неискушенного человека она действительно производит страшное впечатление. При этом, руководство как-то забывало рассказать посетителю, сколько этой трещине лет, и сколько лет поставленные в ней маячки остаются без малейшего движения. А ведь это и есть самое главное. Даже более чем осторожными строительными нормативами XIX века появление трещин само по себе не признавалось причиной, которая может грозить прочности здания. Если трещина, данная стенами или сводами при осадке грунта в дальнейшем остается неподвижной, или увеличивается очень незначительно, здание может эксплуатироваться безбоязненно. Причем, для проверки ставили маячки лишь на несколько месяцев, а у нас они стоят же десятилетия! Никто не мог мне сказать, когда появилась эта трещина. Скорее всего ей уже около столетия. Появиться она могла из-за того, что в 1895г. здание Синода было надстроено с дворового фасада четвертым этажом, что должно было вызвать перекос в  нагрузках - не случайно трещина проходит по своду комнаты, выходящей окнами во двор. Так же могли повлиять забор Адмиралтейского канала в трубу и асфальтирование тротуаров и дворов, которые изменили уровень влагонасыщенности почвы. Но, какова бы не была причина трещины, совершенно очевидно, что ее многолетняя статичность дает абсолютную уверенность в ее безопасности – иначе решение об экстренной и немедленной эвакуации архива было бы принято еще несколько десятилетий назад.

 

Прогнившие перекрытия.

 

Среди сотрудников архива бытует легенда о том, что межэтажные перекрытия некоторых хранилищ прогнили до того, что держатся только на стеллажах хранилищ нижнего этажа. Люди, которые в это верят, просто не знают, что в Сенате и Синоде нет межэтажных перекрытий под хранилищами, которые держатся на деревянных балках. Все перекрытия под хранилищами основаны на колоссальных сводах, которые невозможно разрушить, даже если по ним будут ездить танковые дивизии. Другое дело, что лаги, лежащие на этих сводах и половые доски, опирающиеся на эти лаги в некоторых местах действительно подгнили. Но, если, они не дай Бог, треснут, то никто на нижний этаж не провалится - пол опустится на 20-30 см. и упрется в кирпичное перекрытие. Кончено, лаги и доски нужно менять, но для этого не придется разбирать все здание и менять перекрытие - нужно только освободить одну комнату, снять полы и лаги и настелить новые. Это можно сделать силами архива.

 

Комфортные условия для хранителей в новом здании.

Некоторые хранители надеются, что в новом здании им не придется лазать по узким лесенкам и стремянкам, доставая и подкладывая дела. Действительно, в Европе новые здания оснащают раздвижными стеллажами, которыми удобно пользоваться. Но хватит ли денег на такие стеллажи. Или нам придется закупать такие же, как например, в ЦГА Спб. простые металлические, которые, во-первых не “дышат”, как наши деревянные, а главное не намного удобнее для хранителей: чтобы достать дела с верхних полок им все равно приходится вставать на табуретки. Так что преимущества весьма сомнительны. Впрочем, до любых “преимуществ” еще надо дожить. А более чем половина наших сотрудников вряд ли переживут каторгу переезда в составе нашего коллектива. Останутся лишь те, которым на самом деле некуда бежать и которые, в большинстве случаев, не лазают по стеллажам.

 

 

 

Президенту Российской Федерации

Государственной Думе Российской Федерации

Совету Федерации РФ

ЮНЕСКО

 

Обращение.

 

 Коллектив сотрудников Российского Государственного Исторического архива протестует против передачи зданий бывшего Сената, Синода и особняка Лаваль Управлению делами президента Российской Федерации, предусмотренной постановлениями Правительства РФ от 17 декабря 2002г. № 1784-р и 17 января 2003г. № 62, в связи с тем, что:

1.   Большая часть помещений Сената и Синода изначально с момента их проектирования и постройки в 1828-35гг. предназначались для хранения документов. В этих зданиях уже 168 лет безвыездно хранятся бывшие ведомственные архивы: Сенатский, Синодальный, Министерства Юстиции, Департамента Герольдии, Хозяйственного Управления, Учебного комитета, Контроля при Синоде, а также - с перерывом в три десятилетия - Архив Государственного Совета, и до начала 1920-х гг. - собрание старинных актов Юго-Западного края - так называемая Литовская метрика.

2.   Функциональные задачи обусловили особенности проектирования большинства помещений изначально предназначенных служить документохранилищами. Толщина наружных и внутренних стен, межэтажных перекрытий обеспечивает абсолютную надежность хранилищ при любых нагрузках и уникальный микроклимат, которому могут позавидовать многие архивы в современных зданиях с дорогостоящими системами кондиционирования. Затраты на эксплуатацию этих систем несопоставимы с теми скромными расходами, которые нужны для своевременного ремонта теплосетей, без чего немыслима эксплуатация любого здания. Стены Сената и Синода играют роль естественного регулятора, смягчающего резкие перепады Петербургского климата не хуже современных кондиционеров, надежность работы которых целиком зависит от финансовых возможностей архива.

3.   Нет никаких технических препятствий для установления современной воздушно-эмульсионной системы пожаротушения в нынешних хранилищах РГИА и, тем более - для ремонта электропроводки и усовершенствования сигнализации. Отказ от финансирования этих работ под предлогом грядущего переезда в новые здания грозит потерей всего архива в случае пожара, который может случиться в любую минуту, не дожидаясь переезда.

4.   Российский Государственный Исторический архив, будучи некомплектующимся, не нуждается в расширении помещений для размещения документальных пополнений, в отличие от большинства архивов, переезд которых в новые здания, мотивирован, как правило именно этой причиной. Если у государства есть сегодня возможность выстроить новое архивное здание в нашем городе, то это крайне необходимо сделать для Центрального Государственного архива Санкт-Петербурга, сотрудники которого до сих пор не могут отказаться от чудовищной практики уничтожения дел из-за невозможности разместить пополнение в нынешних помещениях. Российский Государственный Исторический архив уже сегодня располагает не только необходимыми, но и резервными помещениями.

5.    Отечественная практика до сих пор не знала перемещения таких колоссальных массивов уникальных, и, нередко, весьма ветхих документов, многие из которых могут не пережить переезда при самом деликатном к ним отношении. Затраты средств и времени на переезд сегодня невозможно рассчитать, поскольку многие сотрудники, не выдержав физических нагрузок, вынуждены будут уволиться. Привлечение же посторонних, случайных работников к нагрузке контейнеров и расстановке коробок по стеллажам недопустимо с точки зрения обеспечения сохранности документов и в соответствии с существующим законодательством об архивах.

6.   Закрытие архива для пользователей информации на период времени, который сегодня невозможно подсчитать, нанесет заметный урон не  только исторической науке страны, придется надолго приостановить реставрацию многих церквей и других памятников архитектуры, заморозить решение научных и практических задач в экономике, политике, юриспруденции, культуре, в сфере межнациональных отношений и, даже - для решение чисто технических, производственных вопросов, для разрешения которых тысячи читателей и заказчиков ежегодно обращается в архив. Ущерб, который таким образом понесет государство и народ не поддается подсчету в рублях, но, в любом случае будет абсолютно напрасным, поскольку в перемещении архива нет никакой необходимости.

7.   Конструктивные особенности зданий Сената и Синода, практически исключает любую перепланировку, без которой немыслимо приспособление этих зданий под современный офис для чиновников или гостиничный комплекс. В связи с этим чрезвычайно велика опасность полного уничтожения не только уникальных интерьеров, но и фасадов, с последующим возведением на месте подлинных зданий Сената и Синода фальшивых муляжей, как это и случается сегодня со многими памятниками истории и архитектуры в Санкт-Петербурге.

8.   Вовлечение государства в астрономические расходы, связанные с постройкой нового здания, отводом городской земли под него, переездом архива и перестройкой Сената и Синода в угоду чиновникам или богатым иностранцам, нельзя квалифицировать иначе, как финансовое преступление. Даже малой части этих расходов хватило бы на то, чтобы обеспечить процветание архиву на долгие годы и осталось бы еще немало на голодных архивистов и пенсионеров всего Петербурга.

9.   Здания Сената и Синода являются не только уникальными памятниками архитектуры, но и символами Российской государственности. И раз уж нынешнее Государство не считает нужным возвратить их законным владельцам - Святейшему Правительствующему Синоду и Правительствующему Сенату (которые, наверняка, не стали бы выбрасывать из этих стен свои прежние архивы) - лучше всего обеспечит историческую преемственность сохранение зданий за нынешним пользователем, который является не просто хранителем архивных материалов, но и подлинным центром по изучению Российской государственности эпохи Империи, центром, который уже сегодня привлекает в свои стены широкую научную общественность и рядовых граждан страны в качестве читателей, заказчиков, участников научных конференций, экскурсантов, давая им уникальную возможность полюбоваться замечательными интерьерами и познакомиться с документами по истории Российской государственности в тех самых стенах, в которых эти документы были созданы и хранятся в течение уже 168 лет. При любом другом использовании зданий Сената, Синода и особняка Лаваль, будет разорвана органическая связь документов и зданий, в которых они родились, загублена перспектива развития РГИА, как архивно-научно-экспозиционного центра по изучению Российской государственности. И сами здания будут просто украдены у народа. Не говоря уже о том национальном унижении, которому себя подвергнет страна, позволившая превратить символы своей государственности в отель для заезжих иностранцев.

Просим Президента Российской Федерации В.В.Путина  и Законодательной собрание Российской Федерации принять все возможные меры, чтобы добиться пересмотра постановлений Правительства РФ от 17 декабря 2002г. № 1784-р и 17 января 2003г. № 62.

 

 

Коллектив сотрудников РГИА

**********

Саша! Нижеследующее пиьсмо составлено по поручению зам.руководителя Архивной службы России В.П.Тарасова и директора РГИА А.Р.Соколова и передано Тарасову (на момент записи файла еще продолжается его редакция, так что может быть текст будет несколько изменен). Этими данными Козлов собирается защищаться от Мин.Экономики. Сведения о сроках на переезд тут безусловно занижены  - у нас просто не было возможности за пол-дня собрать все данные. Так что, лучше бы было исходить из практики перевозки Партархива, согласно которой нам понадобится 20 лет! (но, разумеется для Мин.экономики нужны цифры, которые мы сегодня не успеваем раздобыть). В общем, это просто материал Вам для сведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПРАВКА

о затратах, связанных с перемещением документов РГИА

 

            Российский Государственный Исторический архив является одним из крупнейших архивов в Европе, который хранит уникальный комплекс документов по истории Российской Империи XVIII-начала ХХ в. Уникальность документального собрания РГИА обусловливается тем, что только здесь хранятся документы высших органов власти дореволюционной России: Государственного совета, Государственной думы, Совета и Комитета министров, а также, Правительствующего Сената, Святейшего Правительствующего Синода, министерств и центральных ведомств Российской империи и личные фонды виднейших государственных, общественных и религиозных деятелей России.

            В этих документах сегодня остро нуждаются органы власти Российской Федерации всех уровней, строители и реставраторы памятников архитектуры, искусствоведы, экономисты, юристы и инженерно-технические специалисты, которые не могут решить целый ряд административных, политических, научных и народно-хозяйственных задач без документов РГИА. В среднем в течении года в читальных залах архива работает более 2 тыс. исследователей число посещений которых за год составляет 20 тыс. Архив выполняет 1 тыс. тематических запросов в год. За 2002г. сотрудниками РГИА было подготовлено 30 историко-документальных выставок, в том числе 4 – за рубежом. Издано 5 сборников документов и 16 справочников. Проведено 2 научных конференции с участием виднейших отечественных специалистов, 11 телепередач.  Российская и зарубежная историческая наука будут парализованы на время, которое потребуется для перемещения фондов РГИА и которое сегодня не поддается точному расчету в связи с тем, что перемещение в таких масштабах уникальных и, зачастую, ветхих документов не имеет прецедента в отечественной и зарубежной практике.

В Российском государственном историческом архиве хранится более 6576656 дел, каждое из которых заключает в себе от 3-4 до нескольких сотен и даже тысяч листов или группу иллюстраций, чертежей, планов, карт большого формата. Неразрывной частью архива является научно-справочная библиотека, которая насчитывает более 400 тысяч томов, в том числе уникальных, старопечатных изданий на русском и иностранных языках. Научно-справочный аппарат насчитывает более 2,5 млн.карточек и 8,5 тыс.описей. Фонд пользования РГИА на микропленке насчитывает более 57 млн.кадров. В состав архива входит лаборатория микрофотокопирования и реставрации документов, которая обслуживает не только РГИА и РГА ВМФ, но и другие федеральные и местные архивы и музеи.

            В настоящее время хранилища РГИА занимают более 25 тыс.кв.м. полезной площади, читальные залы, научно-справочный аппарат, библиотека, функциональные отделы, микро-фотолаборатория и другие рабочие и рекреационные помещения РГИА занимают 32475  кв.м.

            Конструктивные особенности зданий бывшего Сената, Синода и особняка Лаваль, большая часть помещений которых еще на стадии проектирования в 1828 г. предназначалась для хранения ведомственных архивов (Сената, Синода, Государственного совета, Министерства Юстиции и др.) обусловили уникальный микроклимат, который обеспечивает 100%-ную сохранность документов из этих архивов.

 

            Любое перемещение архивных документов предполагает выполнение обязательных правил, подтвержденных Законами РФ: Основы законодательства РФ «Об архивном фонде РФ и архивах» № 5341-1 от 07.07.1993, «Основы законодательства РФ о культуре» от 19.02.1993 № 4524-1, ведомственными нормативными актами, направленными на обеспечение физической сохранности документов, в первую очередь, «Основными правилами работы Государственных архивов Российской Федерации», утвержденных и предложенных к внедрению приказом Федеральной Архивной службы России от 13.02.2002, № 16.

            Согласно категорическому требованию «Основных правил работы Государственных архивов Российской Федерации» «В случае.... массовых перемещений... проводится внеочередная единовременная проверка наличия и состояния всех документов...» (п.4.4.1.2). По существующим нормативам, даже при подключении всех сотрудников РГИА, имеющих право доступа в архивохранилища, на внеочередную проверку наличия будет затрачено не менее 3 лет, при полном прекращении всех других видов деятельности архива.

            На перемещение фондов, библиотеки и другого имущества РГИА потребуется не менее 5 лет, в связи с тем, что:

1.      Согласно совместному приказу МВД РФ, Мин.Культуры РФ, Федеральной Архивной службы России от 25.05.1998 № 315/255/38, допуск во внутренние помещения хранилищ для всех лиц, не являющихся постоянными сотрудниками РГИА и не имеющих специального разрешения, категорически запрещен, следовательно: перемещение документов и книг от стеллажа до проходной в нынешних зданиях РГИА и от проходной до стеллажа в новых помещениях может осуществляться только постоянными сотрудниками РГИА имеющими допуск в хранилища. На выносе из здания архива материалы проверяются постовым милиционером согласно сопроводительным документам с разрешенной визой руководства архива. Перевозка упакованных и запечатанных ящиков и контейнеров от проходной до проходной осуществляется посторонними грузчиками при наличии вооруженной охраны и при обязательном сопровождении ответственного сотрудника РГИА.

2.      Для перемещения внутри старого и нового зданий более 557443 коробок, более 400 тыс.томов книг, 2,5 млн.карточек и 8,5 тыс.томов описей научно-справочного аппарата общим весом не менее 3661 тонны при протяженности полок в 85 км.380м. потребуется следу.щее количество человеко-дней:

 

Согласно нормативам СниП 12.03-99 и Единичным критериям оценки условий труда по тяжести и напряженности, утвержденным Госсанэпиднадзором от 12.07.1994, Р-2.2.013-94: женщинам в возрасте от 18 до 55 лет полагается поднимать за смену и переносить на расстояние не более 20 м.: 2324 кг., с пола – 1162 кг., при снятии подъеме на высоту более 1,2 м. действует коэффициент. Нормы для мужчин несколько выше, но в настоящее время вполне работоспособных мужчин имеющих допуск в хранилища РГИА, только 5 человек, поэтому допустимую нагрузку ориентировочно можно определить пока не свыше 1,5 тонны за смену. Общий вес тяжестей составляет (по 10 кг. на коробку, по 1 кг. на том книг и описей и на 1 тыс.карточек): 5985430 кг. – т.е., около 6 тыс.тонн, что потребует только на съем и поднятие коробок 4 тыс.человеко-дней

3.      Особые требования при упаковке, перемещении внутри зданий и внешней перевозке 383927 тыс. неформатных, особо ценных и ветхих дел общим весом не менее 1919 тонн потребуют только на съем и поднятие дополнительных трудозатрат в размере не менее 1279 человеко-дней, а всего, в сумме на съем и поднятие коробок и упаковок  – 5279 человеко-дней

4.      Переноска коробок потребует не менее чем десятикратных, по сравнению со снятием и подъемом, трудозатрат (переноска на 20м. приравнивается к снятию или подъему, а средние расстояния от стеллажа до проходной можно оценить не менее, чем в 200м.)

5.      Из общей численности сотрудников РГИА в 185 человек, для сопровождения документов при внешней перевозке от проходной до проходной потребуется от 3 до 10-15 человек, в зависимости от числа предоставленных контейнеровозов. Сотрудники хозяйственной части, бухгалтерии и других подразделений РГИА, не имеющие права доступа в хранилища, будут задействованы на перевозке оборудования и прочего имущества РГИА. За вычетом этого числа, на упаковку и перемещение документов внутри зданий остается по 42-47 человек на каждое здание. Таким образом, только снятие и перемещение коробок и упаковок со стеллажа до проходной и от проходной до стеллажа составит 1265 дней; общий срок полного перемещения документов и имущества РГИА составит, как минимум, 4 года. В случае заболевания или увольнения части сотрудников РГИА, (а это неизбежно), срок перемещения документов затянется на неопределенное время. Но вряд ли процесс перемещения архива займет менее 5 лет, учитывая также нижеизложенные обстоятельства.

6.      В случае, если внешняя перевозка будет осуществляться в дни с повышенной или пониженной относительной влажностью воздуха, согласно «Основным правилам работы государственных архивов Российской Федерации», потребуется обязательная акклиматизация документов в течении 7-14 суток (п.4.4.2.4), в связи с чем  на указанный срок каждый раз будет останавливаться весь процесс перевозок, который должен осуществляться в строго последовательном порядке.

7.      Перед установкой коробок на стеллажи в новом здании, согласно с требованиями «Основных правил работы....», потребуется обязательное обеспыливание в специальном помещении с применением вытяжных  шкафов и соблюдением мер санитарии и гигиены. «Обязательному обеспыливанию подлежат коробки, папки, обложки, корешки дел. Полистному обеспыливанию подвергаются документы с высокой степенью загрязнения....» (п.4.4.2.6). Определить, на какое время процедура обеспыливания задержит установки коробок и папок на стеллажи, а, следовательно, и весь процесс перемещения, в настоящее время не представляется возможным.

8.      Перед установкой стеллажей  и коробок, согласно с категорическим требованием «Основных правил работы....», предоставленные архиву помещения подвергаются «обязательному энтомологическому и микологическому осмотру..... при плесневении стен, полов, потолков удаляют штукатурку и краску, обрабатывают поверхность водным 5%-ным раствором формалина, проводят ремонт с добавлением в строительные материалы растворов антисептика...» (п.4.2.2.11). Сроки на энтомологическую и микологическую экспертизу и подготовку помещений, выделяемых РГИА, зависят от их состояния и не могут быть конкретизированы заранее.

 

Помещения, в которых будет размещаться РГИА, должны отвечать, как минимум, следующим требованиям «Основных правил работы...»:

4.2.2.1 Материалы покрытия стен, полов, потолков, внутренней арматуры хранилищ.... не должны собирать пыль, быть ее источником или выделять агрессивные химические вещества. Хранилища должны иметь естественную или искусственную вентиляцию. Системы кондиционирования [либо естественной вентиляции] должны обеспечивать рециркуляцию воздуха с кратностью обмена 2-3, стабильность температурно-влажностного режима, очистку воздуха от пыли и агрессивных примесей... высота хранилищ ....не менее 2,25м. до низа выступающих конструкций».

4.2.2.4. «Здания архивов и хранилища должны быть оборудованы средствами .... оповещения о пожаре согласно ГОСТ 12.1.004-91 и оборудованы противопожарным водоснабжением».

4.2.2.7 «Уровень освещенности в диапазоне видимого спектра не должен превышать: на вертикальной поверхности стеллажа на высоте 1 м. от уровня пола 20-50лк., на рабочих столах  –100лк. Защита документов от разрушающего действия естественного и искусственного света должна осуществляться во всех помещениях архива...».

4.2.2.8; 4.2.2.9 Температурно-влажностный режим: «температура воздуха 17-19 град. С, относительная влажность воздуха 50-55%. «Резкие колебания (сезонные и в течение одних суток) температуры +_ 5 град. С. и относительной влажности +_ 10% не допускаются». Хранение документов во временных помещениях при температуре 20 +-5 град.С и относительной влажностью 50 +_ 20% допускается на срок не свыше 2 месяцев.

Площадь помещений, необходимых РГИА: для размещения документов архива требуется не менее 25 тыс.кв.м. Для размещения научно-справочной библиотеки, научно-справочного аппарата, имущества и сотрудников функциональных отделов – не менее 10 тыс.кв.м. Общая площадь здания должна составлять не менее 35 тыс.кв.м. Согласно «Основным правилам работы....» п.4.3.21. «Обособленному хранению подлежат документы: - секретные, уникальные, имеющие в оформлении или приложении к ним драгоценные металлы и камни», находящиеся на хранении в РГИА. Для хранения этих документов необходим специальные хранилища с двойным рубежом защиты площадью не менее 100 кв.м.

 

 

 

 

                        Заместитель директора РГИА                                         Б.И.НАЗАРЦЕВ

 

 

 

 

Собрание в РГИА 19 февраля 2003г.

Зачитан текст «обращения», который общим голосованием сотрудников одобрен единогласно, как коллективное мнение архива. Но по предложению директора, решено вычеркнуть положения о приспособлении парадных залов Сената и Синода, об обширных холлах и читальных залах в новом здании, также просил смягчить тональность и расширить адреса: не только в Росархив, но и президенту, в Думу и т.п. Собрание проголосовало за то, чтобы принять нынешний текст в целом и доработать его, без дальнейшего голосования.

 

Владимир Петрович Тарасов - зам. руководителя архивной службы Российской Федерации:

В ноябре 2002г. Росархив получил на согласование проект распоряжения правительства, завизированное Мин.Экономики и Мин.Культуры о передаче комплекса зданий на Исаакиевской площади в распоряжение Управления делами президента в связи с тем, что нынешние пользователи не могут их содержать достойным образом и существует опасность того, что коммерческие структуры, арендующие помещения в этих зданиях собираются добиться продления сроков аренды или даже собираются завладеть ими, как собственностью

22 ноября Росархив направил в Правительство письмо, в котором заявил свой протест, сославшись на 2 указа президента РФ: от 6 ноября 1993г. № 1847, согласно которому РГИА был признан особо ценным объектом культуры Российской Федерации и от 12 ноября 1992г. № 1352, который закреплял здания Сената и Синода за РГИА на праве бессрочного и бесплатного владения и распоряжения. Обозначив значение РГИА и его роль, особенно в год подготовки к юбилею Петербурга, Росархив заявил о том, что было бы некорректно отменять указ президента актом меньшей юридической значимости и, что в данном случае нужно было бы не постановление правительства, а новый указ президента РФ.

Затем В.П.Тарасов докладывал о ситуации в Совете Федерации в комиссии по празднованию 300-летия, которая заседала под руководством С.Миронова - тот поддержал соображения Тарасова, но в итоговом письме просил только президента РФ и правительство России не предпринимать никаких действий до завершения празднования

18 января 2003г. Кожин в присутствии Валентины Ивановны Матвиенко обещал, что не будет пока предпринимать никаких действий для юридического оформления зданий за его службой. Сама Матвиенко обещала, что переезд состоится только после завершения строительства нового здания

12 февраля 2003г. состоялось совещание под руководством зам.м-ра экономики Юрия Олеговича Исаева, который по поручению президента взял вопрос под свой контроль. В совещании участвовали В.П.Козлов и В.П.Тарасов. Но они лишь по окончания совещания смогли познакомиться с его протоколом, согласно которому РГИА было предложено в течении 2003г. переместиться по одному из трех адресов на временное хранение (причем, в протоколе вместо 6,5 млн.дел на хранении РГИА ,было указано 6,5 млн. «экземпляров»). Адреса были предложены городом:

Суворовский 32 - Военный университет связи (Академия Ген.штаба)

Серебристый бульвар (недостроенное здание архива ВМФ)

бульвар Просвещения (недостроенное здание Клинической больницы на 1000 коек - строительство законсервировано)

Hosted by uCoz